Гости «Витебского листопада» о том, как стать бардом и можно ли этим заработать

Опубликовано пользователем Виктория Дашкевич
Авторов-исполнителей на пресс-конференцию, которая прошла в городском центре культуры накануне открытия XXVIII фестиваля авторской песни «Витебский листопад», вопреки ожиданиям организаторов приехало немало: многие добирались своим ходом, издалека. И, несмотря на довольно большую компанию, разговор получился очень интересным и доверительным. Видимо потому, что барды привыкли всегда распахивать сердца настежь – и для слушателей, и, как оказалось, для прессы тоже.
Гости «Витебского листопада» о том, как стать бардом и можно ли этим заработать

 

На вопрос о границах и особенностях жанра, респонденты отреагировали неожиданно: «Сколько же дней отведено на эту пресс-конференцию?» Оказалось, проблемы молодого музыкального направления можно обсуждать бесконечно. Барды говорили пусть и не бесконечно, но убедительно, разумно, эмоционально.

 

- Сколько участников выйдет на сцену в рамках конкурсной программы?

Алеся Медведева, организатор, Витебск: Всего 30 участников. Самому юному автору из Твери 10 лет. Кстати, до конкурса мы отбор не проводим: каждый, приславший заявку, имеет право выступить. Потому что каждый должен иметь шанс попробовать себя у микрофона хотя бы в формате конкурса: не будет зрителя, будет только жюри и другие исполнители.

Владимир Цвики, Витебск: Мы ещё и отслеживаем авторов. Даже если кто-то спел не очень удачно, у него есть возможность прийти к нам в клуб и чему-то научиться. Для этого фестивали и существуют.

Алеся Медведева. Фото: vk.com

 

- Что такое бардовская песня сейчас?

 

Татьяна Замураева, Псков: Всё просто. Если ты включаешь мозги, начинаешь думать и вслушиваться в текст, это - авторская песня. Всё остальное – привнесённое.

Александр Мирвис, Вентспилс (Латвия): В авторской песне очень важно, чтобы текст был главным выразительным средством. Все остальные – вспомогательные. Но это не значит, что они не важны. Это как хороший балет, например, можно испортить отвратительными декорациями. То же самое и здесь. Если главное выразительное средство – стихи, а остальные важны, но могут всё испортить, то это тот самый жанр и есть.

Александр Мирвис, фото:vk.com

Алеся Медведева: Главное в авторской песне, это то, что люди могут собраться, объединиться в едином порыве с залом. Без лишнего пафоса поговорить по душам. Люди хотят общаться. И барды между собой, и зритель приходит за тем же.

 

- Выходит, жанр, перестав быть трибуной, не связан больше с реальной жизнью?

 

Вячеслав Ковалёв, Санкт-Петербург: В авторской песне действительно была некая социальная составляющая. Особенно она была заметна в 60-е годы. То, что было в авторской песне на московских кухнях или в лесу у костра, было глотком свободы, искренности, мыслеизлияния. Не на 100% укладывающегося в официальные рамки. Вы совершенно правы, это ушло. Больше того, ушла массовость, которая была у жанра. Можно предположить, что навсегда. То есть такого всплеска интереса к жанру, как это было в 60-70-е годы, больше уже не будет. Это может случиться только тогда, когда, как в былые времена, поэты начнут собирать огромные площадки: вернётся мода на слово. Сейчас этого нет. Ведь когда-то и концерт «Витебского листопада» проходил в большом зале КДЦ. Сейчас организаторы об этом и не мечтают, потому что столько зрителя просто не собрать.

Вячеслав Ковалёв. Фото: akkord.spb.ru

Анатолий Шенберг: Но, кстати, в классике бардовской музыки социальный составляющий элемент не слишком большой. Дело в том, что в этих песнях была  доверительная интонация, а не официозное звучание. А сейчас востребованность авторской песни связана с другим. Ведь эта доверительная интонация не звучит в коммерческой музыке. Тогда – был официоз, сейчас – сплошная коммерция. Потому авторская песня одинаково востребована.

Татьяна Замураева. Фото: vk.com

Вячеслав Ковалёв: В этом смысле авторская песня не комфортна для современных организаторов. Потому что они зачастую предлагают развлечения. Мы тоже чувствуем это и волей неволей начинаем подыгрывать. Когда весь спектр интеллектуальной нагрузки смещается в сторону развлечения – это неправильно.

 

Елена Гудкова, Санкт-Петербург: Я скажу об оторванности от жизни. Барды – это летописцы жизни. Потому что каждый пишет о себе, о знакомых, описывает жизнь определённого круга людей. Чем шире круг, тем ближе песня людям. Поэтому мы от жизни не оторваны никак. Песня никуда не зовёт? Так авторская песня в принципе никуда никогда и не звала. Это больше рок-музыка протестовала. Главное, чтобы бард был в первую очередь личностью.

Елена Гудкова. Фото: gnezdogluharya.ru

 

- Можно ли научить быть бардом?

 

Анатолий Шенберг: Тогда другой вопрос: можно ли научиться быть честным? Ведь без открытого сердца этот жанр, как никакой другой, существовать не сможет.

Анатолий Шенберг. Фото: bards.ru

Вячеслав Ковалёв: Личностные характеристики автора - одна из причин, почему среди представителей жанра почти нет почитаемой молодёжи. Классики, на которых мы ссылаемся, – достаточно зрелые люди, с большим жизненным опытом, мудростью. 40 лет для барда – практически отправная точка.

 

- Почему поэты начинают петь свои стихи?

Анатолий Шенберг: Понимаете, какая штука – музыка. За одну секунду она может вызвать больше эмоций, чем целая строфа стихотворения. Музыка – это сосредоточие очень многих эмоциональных параметров. Поэтому пропетое слово – гораздо мощнее, быстрее и точнее доходит до слушателя.  

Александр Мирвис: Поэзия изначально – устная традиция, несмотря на то, что она ушла в книгу. Она предназначена в первую очередь для звучания. В какой степени распевно –другой разговор. Поэтому проговаривать стихи, пропевать – это важно. И написание песен вряд ли может быть способом популяризации поэзии. Я думаю, что многие барды пишут стихи, которые потом не поют.

 

Владимир Цвики. Фото: vk.com

- Можно ли заработать на хлеб авторской песней?

Анатолий Шенберг: Поверьте, это очень тяжелый хлеб. Куда тяжелее, чем у музыканта, который занимается популярной музыкой. Очень сильно выкладываешься эмоционально.

Вячеслав Ковалёв: Я с 2005 года занимаюсь авторской песней профессионально. Заработать - очень тяжело. Спасают мероприятия с гарантированной оплатой. Например, фестивали, где заложен бюджет, и ты получаешь деньги как член жюри или ведущий мастер-класса. Кассовые мероприятия не рентабельны, потому что публика плохо ходит на концерты.  Классическая схема шоу-бизнеса здесь возможна в очень редких случаях. Хотя бардовский концерт, по сути, очень малозатратный.

 

Категория: Культура Новости Витебска Общество Праздники
Добавить комментарий
CAPTCHA на основе изображений
Введите код с картинки

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Витебской таможней изъят заменитель сыра стоимостью 467 млн. руб.
Согласно заключению эксперта Учреждения образования «Государственный институт повышения квалификации и...
Витебский областной Красный Крест начал сотрудничество с норвежскими коллегами в сфере помощи при ЧС
Первый шаг к сотрудничеству сделан сторонами в ходе ознакомительного визита делегации Норвежского Красного Креста в...
Сельхозпредприятиям Витебской области не удается искоренить бесхозяйственность - прокуратура
Органы прокуратуры изучили вопросы исполнения законодательства в агропромышленном комплексе области в период проведения...
На пути к Олимпу!
Турнир будет проходить с участием ведущих спортсменов и тренеров Витебской области, участников Олимпийских игр,...
Кто виноват?
Беспечность, незнание и простая человеческая халатность приводит к пожарам, а тем более к гибели людей и детей на...
На Витебщине 6 июня объявлен областной субботник
В городах, районах и организациях созданы рабочие группы по подготовке и проведению областного субботника. Руководит...
Псковская область заинтересована в поставках витебского продовольствия
Акцентируя внимание на необходимости активизации межрегионального сотрудничества, Андрей Турчак отметил: "Власти...